Зарегистрироваться
Войти
Соседи.ру — самая полезная информация о твоем городе, новости, события, пространство для жизни. Создадим свой идеальный город вместе.
23 октября 2020

Советская старина

На территории ВДНХ инженеры и реставраторы возвращают первоначальный облик павильонам, перестроенным в советское время.

Зачастую приходится собирать образ здания из отдельных фрагментов, как мозаику или пазл, по архивным чертежам и фотографиям. Иногда во время работ обнаруживают художественные сокровища.

Какие-то павильоны готовы и открыты для посетителей, другие пока спрятаны за лесами и фасадными сетками. Например, павильон № 15 «Поволжье» («Радиоэлектроника и связь»), № 30 «Масличные культуры» («Микробиологическая промышленность») и № 5 «Латвийская ССР» («Физика»).

В строительном штабе павильона № 15 на полках, как в археологическом музее, выложены куски гранита, керамики, облицовочной плитки. Это образцы материалов, из которых строили «Поволжье» в 1950-е годы. Сейчас реставраторы должны найти аналоги.

Непростая задача. Особенно сложно работать с витражными фрагментами. Цвет их обрамления утрачен на 90 процентов — его нужно воссоздавать. Проблема в том, что сегодня метод нанесения краски на металлическое обрамление витражей неизвестен, а получить подобные цвета из современных красителей не всегда возможно. Но была разработана методика для воссоздания колористических особенностей обрамления этих витражей.

Витражи когда-то украшали фасадные крылья «Поволжья». На синем фоне были изображены Сталинградская и Куйбышевская гидроэлектростанции. Из-под витражей били фонтаны, а вода стекала в бассейны, чаши которых были выложены из голубого стекла. Павильон в стиле сталинского ампира был посвящен героике сражений за Сталинград во времена Великой Отечественной и Гражданской войн (тогда город назывался Царицыным) и строительству ГЭС на Волге. Каждый зал был посвящен достижениям областей и республик Поволжья: Куйбышевской, Сталинградской, Астраханской, Ульяновской и Саратовской областей, а также Мордовской и Чувашской АССР. Был в павильоне и так называемый вводный зал.

Пока реставраторам удалось подобрать гранит для восстановления стилобата — ступенек, которые вели к центральному входу в здание. Теперь они расчищают от пыли колонны в вводном зале павильона и восстанавливают отколовшиеся фрагменты.

Колонны изготовлены из оселкового, или искусственного, мрамора, который наносится на бетонное основание. Здесь сложность в том, что часть из них из-за большего воздействия температур и солнечного света отличается по цвету от остальных.

Чтобы получить нужный цвет, реставраторы насыпают сухую гипсовую смесь разных оттенков в несколько слоев, затем заливают клеевым составом. После того как искусственный мрамор высыхает, из него вырезают круглый фрагмент, похожий на камень, датируют и нумеруют. Затем сравнивают этот фрагмент с частью колонны, которую нужно отреставрировать. Если цвет не подошел, повторяют процедуру.

Когда удается подогнать оттенок, восстановленный участок шлифуют оселком. В итоге выходит гладкая поверхность.

Рабочие вернули на фасад 48 барельефов и сейчас воссоздают восемь боковых горельефов. Это солдаты в окопе, пехотинцы с лентами патронов, волжская крестьянка на поле. В 1958 году их демонтировали, когда меняли направленность павильона (он стал называться «Радиоэлектроника и связь»). Здание накрыли чехлом из алюминия в виде радиоприемника.

Все детали утраченного лепного декора реставраторы сначала изготавливают из гипса с помощью силиконовых форм. Затем по этим лекалам делают копии из бетона и с помощью лебедок поднимают под крышу.

Да
Нет
Введите символы с картинки
ОтправитьПодождите
Сообщить об ошибке